ztatyan: (Lemur)
[personal profile] ztatyan
Эту книжку написал Юваль Арари на основе курса лекций, которые он читает в Еврейском университете в Иерусалиме.

(Курс этот доступен на видео).


Книжка вышла на иврите (бестселлер) и на английском, готовится немецкий перевод. 
Книга прослеживает макро историю вида Homo Sapiens, начиная с момента появления критического отличия этого вида от остальных биологических созданий, и кончая нашими днями с прогнозами на ближайшие несколько сот лет.  
Это ключевое начальное событие автор определяет как "языковую революцию" (появление языков, давших людям возможность общаться и взаимодействовать) и указывает довольно определенные временные рамки - примерно 70000 лет назад. Именно эта возможность, по мнению автора, дала Homo Sapiens возможность систематически уничтожить другие виды человека (то есть относящиеся к тому же роду Homo), например неандертальцев, которые были выше и сильнее Sapiens'ов, даже объём черепной коробки у них был выше. 
Откуда взялась цифра 70000? Датируя ископаемые останки, историки пришли к выводу, что вид Homo Sapiens зародился в восточной Африке примерно 200000 лет тому назад и оттуда 60000-70000 лет назад стал распространяться по всему миру, систематически уничтожая другие виды человека (последних неандертальцев прикончили на территории современной Испании 30000 лет назад, Homo denisova – 40000 лет назад в Сибири, Homo floresiensis – 12000 лет назад в Индонезии). Далее, на ближнем востоке (через который проходил путь исхода из Африки) обнаружены неподалеку друг от друга останки человека разумного и неандертальцев. Возраст этих останков около 100000 лет - время первого, неудачного исхода из Африки. Значит, делает вывод автор, в это время языковая революция еще не произошла, и так он приходит к дате появления языков.
Разумеется, многие другие животные общаются между собой (с помощью звуков, движений, выделения запахов), достигая зачастую большого разнообразия передаваемых сообщений. По мнению автора, сущность языковой революции состояла в появлении способности обсуждать отвлечённые, абстрактные темы – Арари прибегает к термину «вымышленная реальность», или «миф», это одна из центральных тем книги. Он считает, что само понятие «племя», которое объединяло людей для совместной деятельности (например, собраться толпой в несколько сот особей и уничтожить семью неандертальцев), было доступно лишь Homo Sapiens, и таким образом составило его решающее преимущество перед остальными животными. Отметим, например, что Homo Sapiens – единственный вид человека, сумевший переселиться в Австралию (примерно 45000 лет назад). В книге подробно разбираются и другие важные абстрактные понятия, «мифы», которые, став общими для группы людей, объединяли их для замечательный достижений. К числу таких мифов он относит деньги, справедливость, религию, народ, империю, коммерческую компанию, и о каждом рассказывает массу интересного. Далее идут тоже очень интересные разделы про сельскохозяйственную и научную революции. Я перескачу к предпоследней главе, про историю счастья. 
Автор обсуждает вопрос о том, стал ли человек счастливее после всех своих достижений, и возможно ли это вообще. Разбираются три подхода. Психологический подход к измерению счастья основан на том, что людям задают вопросы типа: «Насколько счастливым вы себя ощущаете?» Известно, что значительные события, типа выигрыша в лото или, наоборот, серьёзного ранения, изменяют такое субъективное ощущение счастья – но лишь на ограниченное время, через несколько месяцев это ощущение возвращается к прежнему уровню. С другой стороны, важное влияние на это субъективное ощущение оказывают социальные связи человека. А поскольку за последние пару сотен лет они очень ослабли вследствие исчезновения общины и разрушения расширенной семьи, то счастья нам не прибыло.
Второй разбираемый им подход к счастью основан на физиологии. Ощущение счастья или страдания основано в основном на содержании определённых гормонов в крови (из перечисленных автором я слышал только про серотонин). Таким образом, общественные изменения оказывают незначительное влияние на уровень нашего счастья. Важное исключение – это появившийся в 1960 году прозак и всё, что за ним последовало, то есть лекарства, способные во многих случаях менять содержание различных гормонов и таким образом существенно изменять ощущения счастья.
Третий подход буддистский. Здесь говорится о том, что погоня за приятными ощущениями и бегство от страданий – такой же самообман, как попытка оттолкнуть одни набегающие на берег волны и уловить другие. Что забота о том, что с нами будет, и концентрация на ощущениях – это и есть несчастье, и от этого-то и нужно избавиться. Последняя глава, которая называется «Конец Homo Sapiens»,  обсуждает вопрос об изменениях, которые с нами происходят сейчас или в ближайшем будущем (генная инженерия и искусственные органы). Эти изменения могут стать основой изменения понятия о счастье в этом буддистском направлении. Всвязи с этими надвигающимися изменениями в человеческой природе мы должны ответить на вопрос: «Кем мы хотим быть?», или, как говорить Арари, «Чего мы хотим хотеть?» 
В книжке попадаются утверждения, вызывающие желание спорить. Но я очень рад, что мне её посоветовали прочитать.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

ztatyan: (Default)
ztatyan

July 2014

S M T W T F S
  12345
6789 10 11 12
13141516171819
2021222324 2526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 04:14 am
Powered by Dreamwidth Studios